Тропою партизан, или говорит тишина …
"А ведь этой тропой наверное партизаны ходили …"
Отчёт о пешем однодневном походе по маршруту: р. Боровлянка – Хатынь – д. Юрковичи.
С кем пойти!? Вопрос отпал сразу же, как только пришла сама идея похода – Сергей Serjik. Обсуждение заняло минут 15: день, проезд, покупка билетов. Вот бы так всегда. Маршрут № 10 из моей любимой настольной туристской книги Турецкого С.И. “Туристские маршруты минских окрестностей”.
С проездом не заморачивались: туда на рейсовом автобусе, обратно – автостопом!
Река Боровлянка
Маршрут лежал вдоль р. Боровлянка. До дороги километра 3, но шли долго, очень долго … 3 часа.
Выйдя на полкилометра раньше намеченной точки, свой путь начали с крапивного “поля” и … “мы тут не одни!” – огромного лося (не успела сфотографировать).
Я в сандалиях, Сергей в кроссовках, оба в шортах и в крапиву.
Ощущения – долгие и горячие.
Я ж думала, что идти “вдоль берега”, как написано в книге – это по бережку песчаному) Но то, что нас ожидало, не мог предвидеть никто.
Два брода, и … болото – 2 км болот!!!
Всё началось с бродика, который и планировался.
Ни разу в жизни, ни ходила по болоту. Было ли страшно!? Страшно было упасть не в воду, а на торчащие повсюду поваленные ссохшееся деревья, палки, коряги. Знали, что не утонем - кукушка, что дурная куковала
Прощупывали палками, где по колено, где по пояс.
Передвигались, где по кочкам, где по поваленным деревьям, пришлось даже валить самим деревья (Сергей валил), где “вплавь”. Уже плевать было на обувь.
Сразу фотографировали, но потом фотоаппараты решили убрать от греха подальше. Сергей, как истинный джентльмен, прокладывал путь.
Руки, ноги, мало того что в крапиве, так ещё пробираясь сквозь заросли – в ссадинах и порезах.
Незабываемо, когда нога уходит под воду по щиколотку, по колено – холодная вода действует как обезболивающее. Одновременно и облегчение, и страх провалиться глубже. И уже всё равно, что клещи, что можно занести заразу в раны!
Незабываемо, когда с трудом вытягиваешь застрявшую ногу, понимая, что сандаль там может и остаться!
Незабываемо, когда балансируя на поваленном дереве, я пыталась достать упавший в болото штатив!
Незабываемо, когда под тобою трещит и ломается пополам дерево и мысль одна “Ну корова, меньше жрать надо!”, а Сергей до этого прошёл!
Незабываемо стоять перед выбором плюхнуться в воду или раскорячится в шпагат между двумя кочками! Но ... находится и третье решение!
Незабываемо, когда не удержавшишь летишь назад, а тебя останавливает дерево!
А как мне понравилось обниматься с деревьями!
—
Сергей: “По треку нам ещё 200 м”
200 м – мало, скажете вы. Нет, это много, очень много!
Сергей: "О, кувшинки!"
Я с надеждой в голосе: "Это признак того, что болото кончается?"
"Не знаю", - ответил Сергей.
—
Благодаря навигатору, мы не ходили кругами, а медленно-медленно вышли на твёрдую поверхность. Но упрямо шли по заданному треку – вдоль р. Боровлянка. Ох, уж эта Боровлянка.
Всю дорогу по болоту нас сопровождал маленький дождик. А это мокрые, скользкие деревья, мокрые, скользкие палки. Одну из них Сергей мне сделал, ножиком выстругал, прямо посреди болота.
Выйдя на сушу, поняла, что хочу ещё.
Это самые интересные, незабываемые 2 км в моей туристской карьере!
Хатынский лес
Когда впервые услышала “Хатынский лес”, то представляла что-то страшное, непроходимое, дремучее. У страха глаза велики.
Лес. Деревья одеты в ярко-зелёное убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух наполнен запахом трав и разогретой солнцем древесины.
Мои бедные ноги – от ушей до пяток – выдержали и эту лесную прогулку. Не знаю почему, но люблю ходить – неспешна, размеренно.
Слушать, как перешёптываются между собой деревья, как в унисон и каноном поют, щебечут, заливаются птицы, особенно кукушка, как снуют букашки, как в воздухе пищит комарьё, шныряет зверьё всякое!
Вот уж где благодать и умиротворение!
Государственный мемориальный комплекс “Хатынь”
Наша память идёт по лесной партизанской тропе,
Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе.
Боль тех давних годин в каждом сердце живёт и поныне,
В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни.
Песняры “Белоруссия” (автор А. Пахмутова)
В Хатыни была в детстве, но ничего в памяти не осталось. Со слов мамы: ”Прибилась к другой группе, видимо там интереснее рассказывали! Так и проходила всю экскурсию с другой группой”.
Вдоль дороги, ведущей от трассы до Хатыни на всём пути - 5 км – каждый километр четко отбивают белокаменные глыбы. Мы шли не от трассы, но частично прошли и поэтому 5-ти километровому участку.
И вот, наконец, всемирно известный мемориал.
Невероятное место!
В каждой детали есть память, есть дань уважения и траур.
Здесь память о конкретной деревне с конкретными её жителями, на местах домов которых организованы башенки, со звучащими в них каждые полминуты колоколами и открытыми калитками, приглашающими войти в хаты.
Вечный огонь, три берёзки, крыша сарая, колодцы, стена памяти, деревья жизни, венец памяти со словами погибших к живым.
Здесь устроено целое кладбище с могильными плитами, на которых написаны названия других деревень, которых постигла та же участь, что и Хатынь. Аллея количества погибших в каждом городе и области Беларуси поражает тем, что написано на каждом из её постаментов.
И, конечно, бронзовая скульптура Непокорённого Человека с мёртвым ребёнком на руках, которую видно от самого входа.
В горле что-то сжимается, и наворачиваются слезы. Люди идут медленно. На табличках имена заживо сожжённых ... много детей, 7 лет, 5 лет, 2 года ... Страшно, когда думаешь, что солдат обязан был выполнять приказы, дикие приказы.
Колокольный звон сквозь мёртвую тишину. Сильное и глубокое впечатление осталось после посещения мемориала. На фоне бесконечно прекрасного пейзажа с нежно-зелёной листвой мрачные памятные камни смотрятся особенно трагично, но надежда всё равно остаётся.
Удивительное ощущение, когда говорит тишина ... И понимание этой тишины приходит со временем ... и реально становится страшно.
Вспомнилось по пути:
Мой дедушка, Франц Иванович Белькевич, прошёл войну, но до конца жизни она его перследовала. Он всегда спал в вязанной шерстяной шапочке. Мой папа, его сын, рассказывал, что когда дедушку захватили в плен зимой, он и его военный товарищ выменяли свои шинели на свободу - чтобы охранники их отпустили. И они вдвоём, с товарищем, шли несколько дней по морозу много километров. С тех пор, и до конца жизни деда спал только в шапочке.
———-
День оказался насыщенным на эмоции и впечатления.
В Хатыни должен хоть раз в жизни побывать каждый человек. Обязательно закажите экскурсию. Вы можете сказать, я могу всё прочитать в интернете. Да, можете. Но, прочитать и услышать, увидев при этом – это разные вещи. И не забудьте взять с собой маленькую игрушку.
После всех приключений, решили не продолжать запланированный маршрут дальше, и автостопом вернулись Минск: пройденный нами трек.
- Блог
- Войдите в систему или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
#
болота обойти можно было какнить?