Этот поход вы не забудете никогда

Переведи через болото нас
Через гнилое место заливное
Сквозь частокол и кочки с сухостоем
Переведи нас в этот трудный час!

Переведи через болото нас
Оно кишит зверюгами, клещами
Пожара пламя реет рядом знамя
Переведи же через топи нас!!!

(болотное радио. Автор Давлат. Сочинили на ходу в болоте.
Петь под переведи меня через Майдан.
Полная версия будет на афтерпати)

"Этот поход вы не забудете никогда", - так говорил наш проводник перед маршрутом. Он, конечно, имел в виду немного другое, но... получилось люто-круто. Теперь сидя в теплом кресле все вспоминается с улыбкой, а тогда все казалось дико и зашкварно.

Итак ничего не предвещало проблем. Местный проводник, который отлично зарекомендовал себя в прошлый раз, обещал нормальный по сложности трек на восемь часов. Потом мы планировали баню, песенки под гитару, игры в настолки. А на следующий день в 9 встать и пойти еще погулять по берегу озера. Эх, ну кто знал, что мы не то чтобы в настолки не поиграем, а то, что мы ляжем спать ПОЗЖЕ, чем планировали вставать!

Итак все шло чинно и благородно.
мы гуляли по мелким лужкам,

Ходили по милым мостикам

слушали байки гида. Кстати байки у него очень интересные.

кушали клюковку

искали и находили рога

фоткались со скилетиками животных

Любовались островами

посещали бобровый мегаполис. Бобры отпоролировали поваленное дерево и сгрызли целую рощу.

любовались кочками

постояли на берегу озера

походили по высохшему верховому болотцу. По весне после таяния снега, там не пройти.

любовались поваленными деревьями

Эту осину объели лоси. Она им как деликатес

и даже пожарили Машу ))))

и даже сделали групповое фото

Дальше начался классный атракцион - "лайтовое болото". Им и должны были закончиться болотца.
Пока ты полон сил, на улице день, то такие прыжки реально в кайф. С кочки на кочку, с кочки на кочку.
Весело!

Где не пройдем, там перепрыгнем. Где не перепрыгнем - там форсируем. Класссно!!

Так вот. Всё, что выше - это был ультра лайт по сравнению с тем, что было потом.
А потом было вот что. В 16:00 мы закончили первую часть похода на волчьих норах. Эту часть маршрута я еще согласовывал с проводником т.к. имел представление о местах, дальше все пошло на откуп проволника, ибо это его родные места и ему "виднее" куда и как идти.
И тут проводник совершил две просто не простительные ошибки:
- он ведя 21 человек в болото даже не проверил и части маршрута. Вообще. И о том, что нас впереди ожидает он вообще не представлял т.к. очень давно там не был
- не проанализировал скорость прохождения маршрута группой, запасы воды и еды. По уму он должен был посчитать и понять, что пройти до темноты и уложиться в 8 часов по его маршруту НЕВОЗМОЖНО. Нужно было уведомить нас об этом и идти назад или другим маршрутом.
Я его три раза спросил, уверен ли он, т.к. прикинул наши возможности и стал немного сомневаться в реальности происходящего. Но нет - проводник заверял что за 1,5 -3 часа все пройдем. ну пройдем и пройдем.

Итак в 16:00 мы двинулись в болота! Все что было до этого - это лайт и заболоченный лес, а дальше по настоящему стало тяжело. Впереди было реальное болото, срывающееся на топь и заросли.
передаю слово Виктору Still. Он хоть и оптыный водник, но был настолько впечатлен, что написал свой первый в жизни отзыв. Полный отзыв тут. А ниже выдержка из него. Парусвоих комментариев я добавлю в скобочках курсивом:
" Стемнело. Скорость продирания через кусты и ямы снизилась до 500 - 1000 м в час. Свою оптику пришлось спрятать чтобы не нырять за ней в болото.
Группа, шедшая на дневной переход оказалась не готова к ночному рейду по снаряжению , но оказалась отлична готова психологически. Отсутствие фонарей у половины группы решили рокировкой через одного, в ход пошли мобильники без используемой навигации. А в качестве подбодрения - шутки от Давлата, Саши и Кирилла. Сделали "болотное радио" и трепались по рациям. Так мы связали хвост,  центр и голову. РомантИк ))
Навигация показывала направление к точки съема, но по факту по прямой идти было нельзя из за топей. Бумажная карта проводника и его визуальная ориентация приравнялась к нулю. Разные навигационные системы показывали разные ориентиры, но благодаря ихнему симбиозу вырисовывалась общая картина направления.

(добавлю комментарий. Когда я понял, что проводник не умеет ходить азимутами, не понимает как пользоваться навиком и вообще не понимает где мы - у меня реально все похолодело внутри. Мы стоим посреди болота, без еды, воды, фонарей. Вот так вот обернулся на наших девушек, которые скучковались и тряслись от холода и понял, что паники и слабоволия у нас не будет. Не на тех напали! Велобай так просто не сдается. Отстранили горе проводника от навигации и вместе с ребятами скроили маршрут по имеющимя материалам. Не в качестве рекламы, но сезона на "Зеленом стадионе"  оказалось достаточно, чтобы понять где мы, привязать бумажную карту к космоснимку и гармину и сделать маршрут.  Вот как так можно вести людей, если не умеешь пользоваться навигацией? Самое главное оказалось не допустить паники и бунта. когда люди уставшие могут начаться перетолки и разногласия. Так вот мое четкое мнение - никаких разногласий быть не должно. Есть орг, и он отвечает за все. Если есть соображения говорите оргу, но только так, чтобы другие члены группы не слышали и не наростало напряжение. Слава богу это момент мы прошли успешно. И во многом благодаря нашим замыкающим, которые сглаживали моменты и юморили на всем пути. И, кстати, Леша Chop, спасибо что нарисовался со своей картой. Помог разрядить ситуацию. Как вспомню как дрощащими от холода руками пытались выставить точки... уфффф).

Группа растянулась на несколько десятков метров, последние уже не видели первых даже с фонарями, из за чего приходилось часто останавливаться и ждать хвост. Ночью лосиные тропы оказались довольно стрёмные т.к. не видно глубины куда наступаешь и в течении пару часов почти все уже были мокрые от колена до пояса, кто как вваливался. Чтобы не потерять часть группы переодически слышался крик " Стой, ждем хвост" и все застывали в том положении как шли , кто в воде по пояс, кто в шпагате между кочками. В один такой момент я чуть не оставил глаз на лосиных рогах, которые Саша привязал на рюкзаке сзади))) он остановился , а я заканчивал прыжок на кочку))).

(ой сколько раз у нас были моменты, когда все могло закончиться очень плачевно. Помню как Мишутка проволился чуть ли не по пояс в какую -то чачу. Конечно мы его вытянули, но он чуть не оставил сапоги в топи. А если бы оставил, то как бы он шел еще 5 часов по болоту? Кто бы его нес? И таких "а вдруг на грани" было много. Сколько человек падало, срывалось в воду. Сколько искупалось. Сам чуть не напоролся на острую палку, когда проволился и полетел лицом в кусты. бррр)

Вдали виднелся яркий свет, он появлялся то справа то слева, в зависимости от того как мы петляли. Можно было взять его как ориентир цивилизации, но оказалось что это пожар в болоте! Зашибись, не утонем так сгорим - шутили многие.

Через несколько часов ходьбы мокрые, уставшие, исцарапанные уперлись в какой то канал, обходить в неизвестность не решились и соорудив переправу из бревна по одному перешли на другую сторону.

Проходя острова, делали короткие перерывы чтобы вылить воду из сапогов и выжаться. Температура понизилась и оставаться мокрыми без движения становилось невозможно. Есть не хотелось, а вот с водой была проблема реальная. Проводник пил из болота, но вся группа решили терпеть.

Часам к 2 ночи вышли на твёрдую землю в лесу. Проводник все таки нашел какую.то дорогу и мы пошли уже по конкретному направлению еще несколько километров до 9 канала, за которым была возможность подъехать машине и нас эвакуировать.

Встречавший нас директор заказника с перепуганными глазами отдал остатки воды, забрал водителей и поехал к машинам, Как оказалось до ближайшей деревни 8-10 км, а до машин почти 50 и ждать примерно 3 часа.

(вот как они так планировали маршрут, что на выезд с него потребовалось 4+ часа. А то и больше. Полное отсутсвие понимания о планировании у людей. Знал бы что так получится, закольцевал бы маршрут. )

В 4 часа утра устроили привал на месте сожжёной немцами деревни Вяды известная с 1433 года и решили ждать машины.

Для справки в этих местах активно действовало партизанское движение и здесь проводилась одна из наиболее крупных карательных операций СС против партизан под кодовым названием «Болотная лихорадка» («Sumpffieber»). Проводилась 25 августа — 20 сентября 1942 г. по приказу рейхе фюрера СС Г. Гиммлера. Её результатом явилось сожжении нескольких деревень в этом районе.

Кто то поздравил с 23 февраля, это придало бодрости духа. Для полной брутальности картины пошел снег с дождем. Мокрые снизу, мокрые сверху, как водники))). Где то слева вдалеке полыхал пожар, поступали сумасшедшие идеи пойти просушиться и погреться. Нам с Саней удалось покемарить минут по 20 на земле пока остальные делили, найденный у кого то пакет семок). Не знал что у меня есть такая функция спать просто сидя на земле под снегом.

Небольшой костер согрел немного, но телефонный звонок заставил всех собрать волю в кулак и двинуть дальше, т.к машины будут не скоро и с асфальта в лес далеко не уедут.

Ноги горели как будто в сапоги углей насыпали и последующие километры давались уже через "не хочу". Часам к 6 навстречу уже летела машина лесничества, одна из наших машин застряла при попытках подъехать ближе. "Убитая" Лада с полным салоном просто перелетала все ямы, но всем уже было все равно, даже если от нее начали бы отваливаться запчасти. Дедушка выбрал понятную только для него логистику эвакуации: садил 5 перевозил на 3 км высаживал , возвращался с новыми обгоняя первых и опять с начала. Таким образом кто то оставался в темноте без фонарей стоять как привидение не понимая где и на сколько он застрял.

К 7.00 собрали весь состав в одном месте и выдернули застрявшую машину. К 8.00 были на базе. Путешествие длиной в 23 часа закончилось.

Не могу сказать что мне не понравилось, это было супер. Страшно подумать если бы это был коммерческий поход , со случайными людьми. Очень крепкая компания! Огромный респект Дарине, которая в 12 лет вынесла трудности наравне со взрослыми.

В такие походы не вписываются, в такие вляпываются) Но я ни разу не жалею. Спасибо всем кто принимал участие.

"

Ночных фотоко почти нет. Нам было не до фото.

Подводя итоги хочется сказать, что это было хоть и сложно и неожиданно, но офигенно круто. Горд нами, как коммандой. Покатушка реально предала моральных сил, веру в наши возможности, прогнала всю гадость из головы. Повторять пока и близко не тянет, но уже точно хочется сделать что -то новое и интересное. Пока планируем с Давлатом совместую лайт + медиум на март, да и закрыть надо Гештальт по песенкам. Как - то так ))

Что касается проводника - то он отлично проводит короткие экскурсии по знакомым ему местам. Рассказывает интересно и со знанием дела, но в серьезные походы я бы с ним не рискнул идти.

И да, не знаю как вас, но меня очень сильно мотивоировала Дарина, которая наравне со взрослыми шла с нами, смеясь выливала воду из сапагов и вообще не ныла ни секунды. Я думаю все это видели и ныть было бы просто стыдно. Дарина, ты молодец!

В середине марта опытный велобаевец, любитель болот и просто хороший человек Рома Romash в компании друзей совершил поход по схожему с нашим маршруту и сделал фото в солнечную погоду. Как же там сейчас красиво! Смотрите сами:
(фото публикую с разрешения автора).

Возможно мы когда-нибудь дождемся и отчет от него ))

Короткая ссылка:
https://veloby.net/node/17745 - [node 17745]

Отчет есть!Если у кого-то

Отчет есть!
Если у кого-то проснулся талант к написанию текста - дерзайте, я добавлю в отчет. И пришлите пожалуйста ночных фото.

#

Все, круто написано, прочитала и как будто снова там побывала. Но мне кажется на сухую землю мы вышли не в 2 часа, а позже, часа в 4 утра)
Что касается проваливания в ямы, для этого надо было выломать дрын и просто иногда тыркать им в воду, я провалилась максимум раза 2 и то не сильно. Да, его иногда было тяжко выдрать из грязи, но он реально помогал. Плюс руки подкачала, вчера плечи болели))) Второе, мне очень помогла конструкция с пакетом для мусора и скотчем, которую в середине я так усовершенствовала, что ноги почти до конца были сухие, вода просто не могла зачерпнуться, она немного просочилась по штанам.
Чего реально в конце не хватало, так это ВОДЫ, если б я знала, что гид пил из болота, то думаю и я бы еще чуть чуть и делала то же самое. И еще я пожалела, что не было перчаток, так как все руки ободрала об деревья и теперь люди странно смотрят)
Отдельным пунктом была поездка на Ладе с начальником заказника - это было как на танке, эмоции непередаваемые)

Antuan's picture

#

Про Дарину в каждом посте слышно, с ней понятно. Но как Инди?! На что вы ее обрекли! И вообще, читаю что организатор похода один, а ответственность перепихивается на проводника. Подумаешь, треш получился, ну и что?

#

С Инди все ок. Прошла отлично.
Проводника для того и наняли, чтобы не теряться в болотах, потому и ответственность на нем. Так бы и без него прошли.

Starblind's picture

#

Какие-то странные оценочные высказывания. Ответсвенность не перепихивается на проводника, а весьма обосновано вменяется ему в обязанности. Это его работа и его наняли для выбора маршрута группы.

Bottlehunter's picture

#

Саня ты почаще таке делай походы)))) Авось люди начнут и с нами ходить)У нас же всегда такое веселье каждые выхи-=)))))Тока не хотят ходить ибо бояться))))Так что приучай приучай))))

olegsoulshaker's picture

#

Почитал и опять вздрогнул)

olegovich's picture

#

Зачитаешься, когда что-то испытал и есть о чем рассказать! )

#

в середине марта Рома прошел по схожему маршруту. Его фото в солнечную погоду с разрешения автора я добавил в конец отчета. Как же сейчас там красиво, смотрите сами!

Хорошая статья про Выгонощанку. Без трэша, но с достопримечательностями

Вход на сайт

Свежие комментарии

wishenka: Хорошая статья про Выгонощанку. Без трэша, но с достопримечательностями https://realt.onliner.by/... #
3 года 37 нд назад,
AsdPiton: в середине марта Рома прошел по схожему маршруту. Его фото в солнечную погоду с разрешения автора я... #
4 года 5 нд назад,
olegovich: Зачитаешься, когда что-то испытал и есть о чем рассказать! ) #
olegsoulshaker: Почитал и опять вздрогнул) #
Bottlehunter: Саня ты почаще таке делай походы)))) Авось люди начнут и с нами ходить)У нас же всегда такое... #
Starblind: Какие-то странные оценочные высказывания. Ответсвенность не перепихивается на проводника, а весьма... #
4 года 8 нд назад,
AsdPiton: С Инди все ок. Прошла отлично. Проводника для того и наняли, чтобы не теряться в болотах, потому и... #
Antuan: Про Дарину в каждом посте слышно, с ней понятно. Но как Инди?! На что вы ее обрекли! И вообще,... #
semka-1986: Все, круто написано, прочитала и как будто снова там побывала. Но мне кажется на сухую землю мы... #
4 года 8 нд назад,
AsdPiton: Отчет есть! Если у кого-то проснулся талант к написанию текста - дерзайте, я добавлю в отчет. И... #