История подвига

Отчёт к покатушке:
Штурм Руденской узкоколейки.

По́двиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Есть имена и есть такие даты...

Александр Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

1966

Так получилось, что покатушка пересеклась с неприметным мемориалом времен ВОВ в д. Узляны. Копнув глубже, узнал удивительную историю подвига артиллеристов, которой, перекликаясь с рассказом о покатушке, хочу с вами поделиться.

Захотелось мне недавно на велосипеде по заброшенной узкоколейной железной дороге покататься. В том краю (между д. Колодино и пос. Правдинским Пуховичского района) есть заброшенная торфоразработка, через которую проходит ужд. По ней давно не ездят паровозики, а вот рельсы и шпалы остались. Однажды летом по части этой дороги мне проехалось, и решил полностью по ужд зимой покатать, когда нет уже крапивы и прочих высоких трав, кусты без листвы, а между шпалами худо-бедно подсыпано снегом. Назначил штурм на 29.10.2016, но погода подвела. Тогда перенес на 05.11.2016. Ориентировался на прогноз:

Надеялся, что ночью подморозит, чтобы не было грязи, и под легкий снежок будет легко катиться. Однако мороз подвел. Проснувшись и высунув голову в форточку на кухне, понял, что на улице тепло (+1 С). Мороз подвел, но собирался пойти снег, а это не дождь, поэтому поехал на вокзал. Из 4-х подписавшихся к месту сбора прибыли трое: Надя, Гена и я. Дима Печенег по дороге прокололся и не успел на эльку. Также накануне мне отзвонился Сергей Рэйман и предупредил, что встретит нашу группу по треку в д. Узляны. Он решил на покатушку прибыть автомобилем.

Первая половина дня выдалась снежной. Снег валил то пуще, то реже, но не переставал. Поехали.

Через несколько километров прибыли к д. Узляны, где должны были встретиться с Сергеем

и остановились у неожиданного, оказавшегося прямо со стороны направления его прибытия, памятника.

Стела, стена с лицами пяти человек, орудие. И возле каждого портрета - звезда Героя Советского Союза.

И тянется планшет. Скорее

Узнать о тех, кто здесь лежит:

Стояла насмерть батарея,

Геройский подвиг совершив.

Погуглив про человека, чей портрет посередине выделен желтым цветом, узнал, что на этом месте в 1944 году был бой, по итогам которого СРАЗУ 5 !!! воинов-артиллеристов были удостоены звания Герой Советсткого Союза.

Краткое описание того боя не оставляет равнодушным. В последнее время модно "выворачивать" известные мне из истории, какой меня учили в школе, подвиги, совершенные во время войны. Взять, хотя бы, тех же героев Панфиловцев - чего только не пишут про это теперь. Но мне хочется верить, что этот подвиг, не растиражированный агитацией в общенациональных масштабах, реальный.

Еще про этот бой можно почитать тут:

Вот так неожиданно для меня открылась история этого подвига. Вообще, я с возрастом чаще стал теряться и задумываться возле таких вот памятников времен ВОВ, разбросанных по всей нашей земле. За каждым из них стоят судьбы и жизни. И хочется сказать вот о чем:

И как же тут не растеряться,

Ведь, может, только из-за них

Сегодня можем мы кататься

Сегодня. Мы и Здесь. В живых…

Как бы то ни было, а нас ждал наш маленький бой и маленький велосипедный подвиг, совершать который мы собрались. Подъехали Сергей с Мариной, и мы выдвинулись к месту расположения узкоколейки. По дороге удивили экипаж гужевой повозки: столько и таких велосипедистов они еще в этом сезоне не видали.

Благодаря снегопаду при пересечении р. Птичь пришлось замереть и сделать несколько снимков. Пейзажи зеркально отражавшей заснеженные деревья воды завораживали своей безмятежностью, простотой и холодностью черно-белых оттенков. Кстати, это фото получило от вас высокую оценку в общем альбоме.

А мы видели это вживую. Потрясающе. Спокойно падали крупные хлопья снега, а вода, словно время нас, поглощала его целиком и без колебаний поверхности. Потом пошли полевые дороги. Как в том стишке:

Дорог хороших нам не надо

А вдруг по ним придут враги

Поработят нас и заставят

Дороги делать хорошо

Иногда мне кажется, что чем хуже дорога, тем лучше покатушка. Тем не менее, до такой степени по плохой местности, где уже нельзя ехать, я маршруты не прокладываю. Надо иметь возможность ехать. Вот главное условие. А то, что Надя немножко прошла вдоль сложного участка, не считатется!

Переехали по мосту шикарный канал, где Марина снялась в рекламе велосипеда ФЭТ-бой!

И насладились сполна великолепием снежного тракта. По такой чистой и прямой дороге кактится так легко, словно в детстве скачешь от радости с полученной в подарок карамелькой.

Остановились на живописной опушке леса сделать маленький перекус, и пока ребята пили чай с шоколадными батончиками,

я нашел пару замечательных зимних сюжетов.

Вот мы и недалеко от основного мероприятия поездки - штурма самой узкоколейки. Вышли к кладбищу у д. Колодино, обогнули его и по лесной дороге двинули в сторону железки. Немного отколонились правее от трека, что несколько увеличило трек на отрезке ужд. Забегая вперед, покажу на карте бОльший участок ужд, преодоленный в этот день.

Нашли памятник - это оказался мемориал на месте партизанского кладбища, где были захоронены 16 партизан.

Тоже печальная память той войны. Сама узкоколейка благодаря отсутствию листвы и травы была получше проезжабельна, чем летом, под снегом вначале вообще не было ничего видно, лишь линейно угадывалось направление насыпи.

И начался собственно штурм.

Первым пустили протаптывать колею Сергея на ФЭТе, и он с этой задачей справлялся на отлично. Уже на партизанском кладбище ФЭТ смотрелся по-боевому.

Вполне оценить силу природы по зарастанию объектов человеческой деятельности можно на этом примере. Железобетонную трубу деревья пробили насквозь и проросли сквозь нее.

Что уж говорить про узкоколейку. Она то и дело перекрывалась поваленными поперек деревьями, проявляла себя в виде ям, попадались стрелки, короче, приходилось постоянно останавливаться, спешиваться и переносить велики через препятствия. Но местами это выглядело даже красиво!

Была попытка отговорить меня от поиска подхода к озеру Синему, но я настоял на этом, и мы двинулись по аппендиксу трека к озеру. Вдоль канавы

добрались до замечательного мостика. Мне не давала покоя мысль о сравнении подвигов, поэтому и строка набежала сама собой.

Вдоль канавы. Дышу полной грудью я.

Вот тропинка и нас довела…

Батарея: Четыре орудия.

Мост: Березок четыре ствола.

А за мостом после коротенького броска через березняк нам открылось само озеро. На нем было несколько сотен уток, летевших на юг, и присевших на отдых. Сергей громким гиканьем поднял их в воздух, и они, покружившись над нами, построившись в три разные стаи, улетели в нужном им направлении.

А мы стали готовить обед.

Вспомнилось, как Румакс беспокоился о том, что разжигать огонь на торфяннике чревато пожаром  :)

Эх, не могу без горячего в покатушке! И пусть это будет суп, каша, пельмени, или, как в этот раз, картоха, - поел горячего и на душе веселей. Понятно, что так радоваться вареной картошке можно только приостановив штурм УЖД!

Зашла на УРА! А пока мы ее готовили и кушали, небо чудесным образом очистилось от облаков и выглянуло солнце! Мост через канаву на обратном пути, да и вообще весь березняк, оказался очень-очень похож на весенний лес. Я забыл, что мы едем в ноябре.

Штурм продолжился. Шпалы-шпалы, шпалы-шпалы, ехал Велобай усталый! Не буду подробно описывать, как преодолевались эти самые шпалы, преграды. Чтобы не отпугнуть народ от следующего Штурма -2 (т.к. остался непокоренным кусок ужд от д. Теребель до торфопредприятия около 8 км).

Марине досталось больше всех, поскольку она поехала в контактной обуви и механизм ей приходилось очищать каждый раз, как спешивались и обходили препятствие. Она заколеабалась в этом плане вдвойне. А покажу лучше яркое впечатление - оранжевую семейку грибов на сером дереве,

великолепный пейзаж поля озимой пшеницы у лесной опушки - какие краски - и туман...

веселые наши тени, бегущие рядом вереницей при движении по асфальту к маленькой части УЖД.

Такие картины окончательно растопили сердца после выхода с железки и позволили запомнить покатушку с хорошей стороны. От Правдинского нас еще ждал 2-х километровый участок ужд с мостом через Птичь.

Снег уже растаял, поэтому переправа через реку в обратную сторону была совсем другой. Прямая противоположность черно-белой Птичи утром!

Рэйман здоровски смотрелся на мосту с ФЭТом, ну, как тут не "щелкнуть" такое зрелище!

И так по шпалам, и так по шпалам дошли до асфальта.

Это и был наш маленький, в глобальном масштабе, но, в то же время, очень значительный для каждого из нас, подвиг. Не тот, что совершили в д. Узляны воины артиллеристы,

Но тоже замечательный подвиг, по итогам которого захотелось сказать:

И связь окрепла между нами.

И каждый принял этот бой.

Он был не насмерть, не с врагами, -

С узкоколейкой и с собой…

Не каждый день мы позволяем себе слезть с дивана, поехать в снегопад по разным тропам штурмовать железную дорогу, где и поезда-то не ходят давным-давно. Но когда возвращаемся домой после такого приключения, то нечего сказать, кроме как БЫЛО ЗДОРОВО! и ХОЧУ ЕЩЕ!

Ну, что? До следующего раза?

Короткая ссылка:
https://veloby.net/node/13716 - [node 13716]
Marine13's picture

#

Да, до следующего раза! Уж следующий раз приеду в тапочках))). Красивый отчет, даже мокрые ноги уже забылись и остались только хорошие впечатления.

#

Про топталки - это верно! Удача любит подготовленных! Спасибо за хороший отзыв, всегда рад с тобой покатать. Приезжай на Ш-2!

patrokl's picture

#

Прекрасный отчёт. Один из немногих качественных за последнее время.Спасибо.

haron's picture

#

Присоединяюсь! 6 часов потратить на отчет–это, конечно, много, но каков результат!
Приятно и интересно читать о поездке в которой не участвовал.

Bottlehunter's picture

#

как всегда красавчик в письме)))

Молодцы ребята!
А Дима – мастер пера Smile
Всегда его слова и фото цепляют за нужные струнки души. Прочёл и как-будто сам штурмовал ужд.

У нас в издательстве сейчас автор над очередной книгой работает. Дедушка, бывший партизан, историк, очень интересная личность. Залипаю над материалами о ВОВ, которые он приносит.
Пишет о Борисовско-Бегомльской партизанской зоне. И подобных подвигов там хватает.
Как будет готова книга могу (с разрешения автора) скинуть материал.
Может вдохновит на создание новых покатушек.

#

О, тут будут полезными координаты дислокации отрядов в лесах. Полазить, поискать землянки какие, было бы интересно.

#

Координат не обещаю, но названия населённых пунктов точно будут.
Vasiliy хорошо знает этот район. Не раз возил нас туда на великах и в зимние пешки водил. Места там обалденные. Леса дремучие, партизанские.

Если до Бегомля дойдёте, не поленитесь местный музей посетить. Многие военные артефакты для музея "добыл" его отец.

Ростислав's picture

#

Спасибо. Очень понравилось промотренное и прочитанное.
Жду продолжения с Ш-2. Жаль, что скорее всего на след выходные уеду из РБ. Так бы попробовал присоединиться.

#

Надо бы завести практику, чтоб отчет не орг писал, а кто-то из участников. А то покатушку создай, за всем следи, да еще отчет пиши... А? Как думаешь? Выбрать, например, по жребию, или кто провинился... Smile

Э! Что за соскоки такие?
Твой талант тебе не принадлежит, это общественное достояние велобая.
Скажи спасибо, что не пишешь отчёты на покатушки в которых не участвовал.

#

По ходу, меня НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИ...

точнее ВЕЛОБАЕЛИЗИРОВАЛИ Smile

Ростислав: Только сам. Иначе пропадает идея #
radon: точнее ВЕЛОБАЕЛИЗИРОВАЛИ #
Shinelatko: По ходу, меня НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИ... #
radon: Э! Что за соскоки такие? Твой талант тебе не принадлежит, это общественное достояние велобая. Скажи... #
7 лет 24 нд назад,
romash: точно подвиг...и участников и орга...в нелегких погодных условиях...респект всем) #
Shinelatko: Надо бы завести практику, чтоб отчет не орг писал, а кто-то из участников. А то покатушку создай,... #
Ростислав: Спасибо. Очень понравилось промотренное и прочитанное. Жду продолжения с Ш-2. Жаль, что скорее... #
7 лет 24 нд назад,
radon: Координат не обещаю, но названия населённых пунктов точно будут. Vasiliy хорошо знает этот район.... #
Shinelatko: О, тут будут полезными координаты дислокации отрядов в лесах. Полазить, поискать землянки какие,... #
radon: Молодцы ребята! А Дима – мастер пера Всегда его слова и фото цепляют за нужные струнки души... #